суббота, 7 мая 2011 г.

Акварельности. Est quod superest post


Бывая на различных выставках и в музеях вдалеке от дома, я возвращаюсь, нагруженная каталогами - если позволяют финансы,  но обязательно – с отснятыми пленками (в доцифровую эпоху) или заполненными картами памяти цифрового фотоаппарата, если съемка в выставочных залах была разрешена.

Этой весной выставка школы акварели Сергея Андрияки, так удачно открывшаяся в ЦВЗ Манеж как  раз к моему приезду в Москву, принесла совершенно новые артефакты, которые не просто остались на память о двух моих визитах в Манеж, но и дали возможность не просто перелистывать каталожные странички или просматривать фотографии. Самое главное открытие – с тем, что осталось на память – можно рисовать! Да-да! Не просто любоваться работами мастера акварели, а рисовать вместе с ним! Спросите – как это возможно? Отвечу – легко!

В первом своем посте я рассказала о том, что в залах рядом с работами Сергея Андрияки можно было увидеть телевизионные экраны, на которых в видеозаписи показан процесс их создания, который комментирует сам автор.


А когда, в первый раз придя на выставку с моей школьной подругой Юлей, у выхода из зала я обнаружила среди бумажных каталогов и диски с с этими видеозаписями (на каждом диске – запись работы над одной картиной), то вопрос о том, что взять с собой на память о выставке, отпал. Вот только долго пришлось выбирать, какой же диск – с цветами или пейзажами, а может быть, с натюрмортами, лучше приобрести. Юля нашла для себя чудесный осенний пейзаж.

Тогда я еще не представляла, что фильмы о картинах Андрияки можно не только смотреть...

Впечатления о самой выставке были такими яркими и радостными, что, выйдя с выставки, я тут же попробовала спланировать еще один визит в Манеж. Надо ли говорить, как обрадовало меня предложение моей горячо любимой Маши Смирновой, которая позвонила мне накануне дня отъезда и предложила до отправления поезда пойти на выставку в …Манеж. 

Признаюсь – это мое любимое занятие – ходить на выставки с друзьями. А Маша – спутник на такой выставке особенный. Она – мама замечательной выпускницы школы акварели – Насти Смирновой, чью виртуальную выставку можно видеть в Интернете на ее сайте, там же можно прочесть и о ее успехах. Виртуальная выставка – тоже не просто сайт, а подарок родителей, создавших легендарную Началку, к пятнадцатилетию дочери. Как вам подарок? По мне, так дорогого стоит. 

Маша оказалась самым лучшим экскурсоводом по выставке акварели, ведь многих из учеников, чьи работы представлены там, она не просто знала, но и наблюдала их развитие в школе, в которой родителей с первого дня включают в круг общих интересов детей и педагогов группы.

Фотохроника нашей с Машей прогулки в Манеж теперь выложена в фотоальбоме и частично попала в первый пост.
Мой багаж пополнился еще тремя дисками, уходили мы из Манежа совершенно счастливые – теплый и солнечный день, чудесные впечатления, радостные минуты общения…

А уже на вокзале меня ожидал еще один сюрприз. За пять минут до отправления поезда Маша вручила мне подарок – акварель, написанную ее дочкой Настей. Подарок был тщательно упакован, и надо ли говорить, что первое, что я сделала, когда вошла в купе – раскрыла конверт и увидела прозрачные зимние сумерки в туманной раме. Дорогой подарок.

Теперь Настина работа стоит перед моим ноутбуком на рабочем столе, а в сети осталась ее цифровая копия – для всех. Немного прохладного снега в жаркой степи.

Еще в поезде, не дожидаясь окончания пути, распаковала диск с работой «Белые хризантемы», открыла ноутбук и… замерла, наблюдая волшебство рождения картины. 

Но самым большим открытием было то, что стало понятно – по этому фильму можно работать с кистью у мольберта, автором был не просто представлен мастер-класс. Показ последовательности работы, рассказ об используемых красках, о законах цвета в акварели, о смешиваемых мастером оттенках и последовательности слоев позволял все повторить и получить свой вариант сюжета мастера.

Самой весенней среди привезенных мною записей, была запись работы над букетом одуванчиков. На диске показано 80 минут работы над картиной, при просмотре видны сокращения, чтобы фильм не казался затянутым. А чтобы успеть за кистью художника, я останавливала показ, дописывала фрагмент, и продолжала просмотр. Результат, который виден на фото, получился через три с половиной часа. Такой способ параллельной живописи позволил и оценить, что получилось, а над чем еще предстоит поработать.

Уже после завершения мастер-класса я поняла, что нужно в первый раз просто посмотреть весь фильм от начала и до конца, чтобы понимать, что и на каком этапе предстоит делать. А потом подготовить все необходимые кисти, палитру размером побольше, подготовить бумагу – и начинать  вслед за мастером. Увидев результат, я сразу решила, что повторю этот сюжет еще  раз, чтобы исправить допущенные ошибки.
 
Теперь я понимаю, чего мне не хватает в каталогах и альбомах, стоящих в моем книжном шкафу. Но уверена, что к «акварельным дискам» я найду достойных интерактивных «соседей» в своих будущих поездках.

Комментариев нет:

Отправить комментарий